Экономим на ЖД

4. 09. 2011
Автор: geoadmin
Рубрика:

Железнодорожный транспорт еще с советских времен является самым массовым перевозчиком на средние (300 – 1000 км) и дальние расстояния (более 1000 км) в странах СНГ. Люди предпочитают поезда, которые в наших реалиях наделены статусом скорого при средней скорости движения от 50 км/ч, зачастую потому, что в Украине, России и Беларуси развит такой сегмент, как ночные поезда. В Западной Европе «ночники» находятся в меньшинстве – там во главу угла ставится скорость и преодоление нескольких сотен км за 3-5 часов в режиме «утро – до обеда» и «после обеда – вечер» с возможностью съездить по делам из пункта А в пункт Б в рамках одного светового дня. К слову, такая тенденциозность в последние 10 лет наблюдается и в Украине с Россией.

Довольно давно курсируют ускоренные поезда с сидячими вагонами с центростремительными «столичными» направлениями – «Столичные экспрессы» Харьков – Киев, Днепропетровск – Киев, а также их последователи Каменец-Подольский – Киев, Львов – Киев, Донецк – Харьков, Кременчуг – Харьков и другие со средней скоростью 90 – 100 км/ч. Областные центры на региональном уровне связывают «ЭПК – электропоезда повышенного комфорта» Днепропетровск – Донецк, Днепропетровск – Харьков, Запорожье – Харьков, Ривне – Львов, Ужгород – Львов и другие. Их главной особенностью является скорость выше среднего, меньшее количество мест в вагоне, чем в обычной электричке (1 и 2 класс) и сравнительно низкая цена (дешевле автобуса на том же участке). Как пример: ЭПК Днепропетровск – Донецк (расстояние 270 км, в пути ровно 3 часа, цена 42 грн в сравнении с автобусами на данном участке от 4,5 часов в пути и от 65 грн цена).

Также есть сезонные ускоренные сидячие поезда на юга: Харьков – Симферополь, Днепропетровск – Симферополь и другие, они как правило популярны и билет нужно покупать на них заранее. Остальная масса поездов, как уже отмечено выше, ночные пассажирские, состоящие из плацкартных, купейных и вагонов CВ. Большинство из них состоят из вагонов среднего качества (в плацкартных например кондиционер отсутствует как класс, что немаловажно летом), выделяются так называемые фирменные поезда, которые имеют наценку к тарифу с коэффициентами от 1,2 до 2,0 , но и поездка в них комфортнее. Составы в основном укомплектованы новыми либо откапиталеными вагонами.

На хорошем счету в «Укразализнице» находятся такие направления, как:
- п. 037/038 «Донбасс» Донецк* – Киев;
- п. 009/010 «Троянда Донбасу» Донецк – Москва;
- п. 019/020 «Николай Конарев» Харьков – Москва;
- п. 063/064 «Обериг» Харьков – Киев;
- п. 111/112 «Слобожанщина» Харьков – Львов;
- п. 011/012 «Славутич» Киев – Симферополь;
- п. 001/002 «Столичный экспресс» Киев – Москва;
- п. 029/030 «Каштан» Киев – Берлин;
- п. 081/082 «Десна» Киев – Ужгород;
- п. 105/106 «Черноморец» Одесса – Киев;
- п. 067/068 «Крым» Симферополь – Москва
- п. 085/086 «Белый аист» Минск — Киев.
* — город формирования составов указан первым.

Есть и другие достойные поезда, автор же остановился на самых стабильных в плане комфорта.
Разобравшись – «чем» ехать, перейдем к следующему аспекту – «почем» ехать. Если брать во внимание лишь внутригосударственное ж/д сообщение (по Украине), то следует отметить, что ценовая политика УЗ довольно приемлема по сравнению с автоперевозчиками (цена купе + цене автобуса на дальних расстояниях, а плацкарт и того дешевле) так и по сравнению с РЖД, где цены по России выше в 2-3 раза. Лишь в Беларуси сейчас цены немного ниже в следствие падения курса бел. рубля. к другим валютам, в т.ч. и к гривне.

Подавляющее большинство пассажиров покупают билеты в кассах УЗ, тем не менее по статистике той же «Укрзализныци», через интернет с момента появления такого сервиса приобретено более полумиллиона билетов:
http://www.uz.gov.ua/

По сравнению с началом года, в конце лета через интернет реализовано в 10 раз больше билетов.
Основной и главный официальный интернет-ресурс по продаже билетов в интернете является сайт «Е-квыток». Кстати, комиссионный сбор здесь равен лишь 3 грн (+ 7 грн за саму покупку билета в инете) против 12 грн в случае покупки в кассе.
Регистрация на сайте проста:
http://www.e-kvytok.com.ua/

В крайнем случае, если у Вас нет возможности осуществить платеж через интернет посредством банковской карты (принимаются как правило только карты украинских резидентов), то с помощью можно промониторить такие параметры:
Автоматизированая система самообслуживания (АСС) «е-Квиток» обеспечивает справочную информацию о:
• наличии свободных мест в поезде и стоимости проезда;
• время отправления поезда со станции;
• схеме поезда (типы вагонов в поезде);
• маршрут поезда;
• календарь курсирования поезда.

Узнав эту информацию о нужном вам поезде (поездах), Вы при покупке билета в кассе максимально точно формулируете те условия будущей поездки, за которые готовы заплатить свои деньги.
Следует учесть, что кассиры по привычке продают изначально билеты в вагоны одного класса с нумерацией от меньшего к большему. То есть при неполной загрузке поезда в первых вагонах заполняемость будет достигать 100%, а в последних – едва ли половины.

Теперь рассмотрим некоторые нюансы при покупке билетов на поезда дальнего следования:

1) билеты на пассажирский поезд поступают в продажу за 45 суток до даты отправления, билеты на электропоезда повышенной комфортности (имеют номера 8ХХ) – за 10 суток до даты отправления;

2) билеты на тот или иной поезд поступают в продажу поступательно , то есть если в определенную дату при высоком спросе нет билетов на поезд, то это не значит, что их нет вообще. Сначала в продажу идут отдельные вагоны поезда, далее отдельные места в вагоне – бронь, которая, например, в последние сутки снимается за 12, 6 и 2 часа до отправления.

3) На ЖД существуют режимы продажи билетов – «лето» и зима». В сезон на поезд может быть закрыта продажа до некоторых станций и потенциальный пассажир решает, что билетов нет, это зачастую ошибочно. Кассиры в таких случаях не помогают. Рассмотрим примеры:
- направление Киев – Симферополь (билеты продаются до Мелитополя и дальше, если пассажиру нужно до Днепропетровска или Запорожья, что ж, придется немного переплатить), направление Киев – Ужгород (билеты продаются до Стрыя и дальше, хотя фактически поездка осуществляется до Львова). Или обратный пример – билеты на поезд продаются лишь со станций дороги формирования состава или со станций «нулевого уровня» — пример направление Симферополь – Москва, билеты от Запорожья до Москвы можно приобрести от станций на участке Симферополь – Мелитополь). Таких примеров масса. Желательно знать какие крупные жд-узлы есть в районе Вашей станции отправления и Вы сможете уехать без проблем и пересадок.

4) Билеты на поезд, следующий из-за рубежа, появляются в кассе УЗ с момента въезда сабжа на территорию Украины.

5) Нечетные места в вагонах-сидячках расположены «у окна».

6) Вы не обязаны сдавать постель проводнику по его «требованию», последний имеет право собрать постель после покидания пассажиром своего места.
Отдельно следует сказать о межгосударственном ж/д сообщении (75 % пассажиропотока — с Россией). Исторически сложилось, люди предпочитают провести сутки-двое в поезде, чтобы добраться в Москву, Санкт-Петербург, Сочи либо города Урала, а между прочим такие поездки сейчас стоят серьезных денег, особенно в купе или CВ. Всему «виной» соглашение между ЖД-ведомствами стран бывшего СССР о расчете межгостарифа в привязке к швейцарскому франку (как наиболее стабильной валюте за последние 20 лет). В особенности когда шв.франк сравнялся в котировке с долларом США (несколько лет назад было 2:1).

Таким образом, например, в направлении Киев- Москва купе стоит более 1000 грн в одну сторону, что уже сравнимо с самолетной ценой, если брать заранее. Основных вариантов сэкономить есть 3:
- выбрать авиа;
- пересекать пограничный участок в пешем порядке, автобусом либо на электричке;
- остаться дома.
Такие участки к примеру: Харьков – Белгород, Донецк – Таганрог, Луганск – Миллерово, Чернигов – Гомель (с Беларусью), Ковель – Брест (с Беларусью), Мостиска – Пшемысль (с Польшей), Чоп – Захонь (с Венгрией), Чоп – Чиерна-над-Тиссой (со Словакией) и другие.

Билеты на поезда по Российской федерации можно посмотреть тут:
http://www.mza.ru/

И приобрести тут (внимание, после регистрации):
http://ticket.rzd.ru/


Счастливого Вам пути!

Поделитесь с друзьями